Фасткастомс

Что такое Инкотермс, и как их использовать при перевозке из Китая?

Если вы хотя бы раз занимались международными перевозками, слово «Инкотермс» вам точно знакомо. А если нет — самое время познакомиться. Эти «правила игры» помогают понять, кто и за что отвечает в поставках. Нужно ли вам оформлять страховку? Кто оплачивает доставку до вашего склада? И, самое главное, кто будет нести убытки, если контейнер с товарами застрянет на границе? Все это прописано в Инкотермс — наборе универсальных правил, которые делают международную торговлю понятной и предсказуемой.
Сегодня разберемся в Инкотермс 2020, объясним как он работает на практике, особенно если вы возите товары из Китая. К слову, это не скучная душная статья. Мы расскажем просто и с примерами из реальной жизни. Давайте начнем!

Инкотермс 2020: основные изменения и актуальность

Инкотермс регулярно обновляют, чтобы они соответствовали реальным условиям международной торговли. Последняя редакция — Инкотермс 2020.
Вот пару ключевых моментов, которые отличают правила 2020 года:
1. Упрощение структуры. Некоторые условия переименовали, чтобы их было легче понимать, а кое-что убрали совсем (RIP условия EXW и DDP в их привычном виде).

2. Учет современных реалий. Например, в новых правилах более детально расписаны требования к страховке и рискам — теперь никто не скажет, что "не знал".

Классификация условий поставки Инкотермс 2020

Инкотермс — это не один термин, а целая библиотека условий, которые делятся на группы. Запомнить их все непросто, но главное — понимать логику:
  • Группа E: Поставщик вообще ничего не делает, только ставит товар на порог своего склада. Например, условие EXW (Ex Works).

  • Группа F: Покупатель берет на себя доставку от определенного места. Например, FCA (Free Carrier).

  • Группа C: Поставщик организует транспортировку, но покупатель отвечает за риски после отправки. Тут популярны CIF (Cost, Insurance, Freight) и CPT (Carriage Paid To).

  • Группа D: Максимальная забота от поставщика. Например, DDP (Delivered Duty Paid), где поставщик привозит товар прямо к вам на склад, оплачивая все пошлины и налоги.
Давайте представим: вы заказываете партию гаджетов из Китая. Выбрали условие FOB (Free On Board). Это значит, что ваш китайский партнер доставляет товар на судно в порту отправки, а дальше — ваша забота. Удобно? Да. Но только если вы готовы разбираться с доставкой по морю и растаможкой в России.
*Если не готовы или возникла сложность с поиском поставщика или переводом ему оплаты - оставьте заявку здесь и мы сделаем это за вас
А теперь вспомним про DDP. Если вы новичок или просто хотите забыть о логистике, это ваш вариант. Китайский поставщик сам везет товар, оплачивает все пошлины и сдает вам товар прямо на склад. Правда, цена будет выше, но зато нервы целее.
Каждое условие имеет свои плюсы и минусы о которых мы поговорим далее. Главное — выбрать то, что подходит именно вам. Как это сделать? Об этом мы поговорим в следующих пунктах.

Как выбрать подходящие условия Инкотермс 2020 для перевозки из Китая?

Выбор условий — это очень важно т.к у каждого из условий есть свои особенности, плюсы и минусы, а подходит оно или нет, зависит от ваших задач. Если говорить о перевозках из Китая, то здесь важно учитывать масштаб сделки, тип товара и уровень вашего опыта в логистике. Давайте разберем это более детально.

1. Анализ логистических потребностей

Перед тем как выбирать условия, задайте себе несколько ключевых вопросов:
  • Какие этапы поставки вы хотите контролировать? Если хотите, чтобы поставщик отвечал за все до вашего склада, выбирайте DDP. Если предпочитаете самостоятельно управлять процессом, например, от порта отправления, вам подойдет FOB.
  • Сложность товара. Например, если речь идет об электронике или товарах с высокой стоимостью, страхование груза становится особенно важным. Здесь лучше рассмотреть варианты вроде CIF или CIP, где страховка включена.

2. Уровень вашего опыта

Если вы только начинаете работать с Китаем, выбирайте условия, где большую часть логистики берет на себя поставщик (например, CIF или CPT). Это сократит риски и облегчит процесс.
Однако далеко не каждый поставщик возьмет на себя такие обязательства. Стоит признать что чем более “Кулуарное” производство вы задействуете, тем меньше у них сервисная часть связанная с логистикой в вашу страну. Это хорошо т.к. именно поэтому у них не берут все и именно поэтому на продукции этого поставщика сможете заработать вы. Именно для таких ситуаций и нужны таможенные брокеры, они вне зависимости от условий поставки могут подхватить груз на определенном этапе и довести его “до двери”.

3. Экономические аспекты

Рассчитайте, что выгоднее: взять больше логистики на себя или доверить её поставщику. Например, при использовании FOB вы можете найти более выгодные предложения от перевозчиков. С другой стороны, DDP стоит дороже, но избавляет вас от множества хлопот.
Например: мы работали с клиентом, который заказывал электронику для офиса. Поставщик предложил DAP, но клиенту было важно оптимизировать расходы на логистику. Мы порекомендовали условия FCA, чтобы забирать груз на этапе готовности, и предложили оптимальный маршрут доставки. Итог: клиент сэкономил до 20% на транспортных расходах и значительно сократил срок поставки.

Плюсы и минусы популярных условий Инкотермс 2020 при перевозке из Китая

Теперь разберемся, какие условия Инкотермс чаще всего используются при работе с Китаем и чем они хороши (или не очень).

FOB (Free On Board)

Суть: Поставщик доставляет товар на борт судна в порту отправки, дальше — ваша ответственность.
Плюсы:
  • Контроль над основным маршрутом. Вы можете выбрать перевозчика, оптимизировать расходы.
  • Прозрачные договоренности: китайские компании привыкли работать по FOB.
Минусы:
  • Необходимо разбираться в международной логистике. Если вы новичок, можно столкнуться с неожиданностями.

CIF (Cost, Insurance, Freight)

Суть: Поставщик организует доставку до порта назначения, включая страховку.
Плюсы:
  • Меньше хлопот: транспортировка и страхование на стороне поставщика.
  • Подходит для морских перевозок, где важна защита груза.
Минусы:
  • Меньше контроля. Вы не можете влиять на выбор перевозчика и страховщика.

DDP (Delivered Duty Paid)

Суть: Поставщик берет на себя все расходы и риски, включая таможенные пошлины, до момента, пока груз не окажется у вас на складе.
Плюсы:
  • Максимально удобно. Никаких забот о логистике и растаможке.
Минусы:
  • Высокая стоимость.
  • Иногда поставщики из Китая завышают стоимость услуг.

DAP (Delivered At Place)

Суть: Поставщик доставляет товар до указанного пункта назначения, но без уплаты пошлин.
Плюсы:
  • Удобно для мультимодальных перевозок.
  • Вы контролируете процесс растаможки.
Минусы:
  • Таможенные риски остаются на покупателе.

CPT (Carriage Paid To)

Суть: Поставщик оплачивает доставку до определенного места, но риски переходят к покупателю в момент передачи груза перевозчику.
Плюсы:
  • Экономия времени и сил на организации доставки.
  • Удобно для тех, кто готов взять риски на себя.
Минусы:
  • Риски на этапе транспортировки ложатся на покупателя.
Пример:
Заказчик импортирует электронику из Шэньчжэня. Мы предложили FCA, чтобы поставщик передал товар на нашем складе в Китае. Это дало возможность тщательно проконтролировать упаковку и отправку, а также минимизировать риски повреждений. В результате груз приехал в идеальном состоянии, и клиент смог быстрее приступить к продажам.

Как Инкотермс помогают при взаимодействии с китайскими поставщиками

Упрощение переговоров благодаря четкому разделению обязанностей

Работа с китайскими поставщиками — это всегда про баланс культурных особенностей и делового подхода. Инкотермс облегчают эту задачу, потому что четко распределяют, кто за что отвечает. Когда обе стороны понимают свои зоны ответственности, переговоры превращаются в конструктивный процесс, а не в длительные дебаты.
Пример из жизни:
Вы договариваетесь о поставке партии электроники. Поставщик предлагает условие FOB, и это прописано в контракте. Вы четко понимаете, что доставка до порта отправления — его задача, а дальше за все отвечает ваша компания. Без Инкотермс в договоре пришлось бы отдельно обсуждать такие нюансы, как кто оплачивает портовые сборы или оформляет документы для экспорта.
Преимущества для переговоров:
  • Быстрее находите общий язык с партнерами.
  • Снижаете вероятность конфликта из-за недопонимания.
  • Формируете доверие: поставщик видит, что вы профессионал.

Как избежать недоразумений в договорах

В международной торговле мелочи решают все. Если вы не оговорили, кто оплачивает таможенные пошлины, кто заказывает контейнер или организует страховку, это может обернуться дополнительными расходами и задержками.
Совет:
Всегда уточняйте у поставщика, какие именно расходы он берет на себя, и проверяйте, чтобы это соответствовало выбранному правилу Инкотермс.
Ошибка новичков:
Некоторые компании соглашаются на условия EXW (самовывоз) из Китая, не понимая, что это значит. В итоге выясняется, что поставщик не готов даже загрузить товар в транспорт, а все организационные моменты остаются на вас.
Как этого избежать?
  • Используйте популярные для китайского рынка условия: FOB, CIF, DDP.
  • Четко фиксируйте обязанности сторон в договоре.

Преимущества использования Инкотермс для бизнеса

Экономия времени и ресурсов

Инкотермс снимают с вас необходимость детально разбираться в тонкостях логистики. Например, выбрав CIF, вы доверяете поставщику доставку до порта назначения и страховку груза, что позволяет сосредоточиться на других аспектах бизнеса.
Пример:
Компания заказывает мебель из Китая. Условия CIF освобождают их от необходимости разбираться в морской доставке и страховке. Это ускоряет процесс закупки и снижает нагрузку на команду.
Как это помогает вашему бизнесу?
  • Быстрее заключаете сделки.
  • Уменьшаете операционные расходы, передавая часть задач поставщику.
  • Повышаете производительность команды, фокусируясь на ключевых задачах.

Снижение рисков и финансовых потерь

Выбор правильного условия поставки минимизирует вероятность проблем. Например, если вы выбрали DDP, поставщик несет ответственность за таможенное оформление и уплату пошлин. Это снижает риск ошибок, которые могут стоить вам больших денег.
Совет:
  • Оцените, насколько важно для вас контролировать процесс доставки.
  • Используйте DAP или DDP, если хотите минимизировать риски.
  • Для крупных партий с высокой стоимостью выбирайте условия, включающие страховку, например, CIF или CIP.

Преимущество для имиджа

Работая по понятным международным стандартам, вы показываете клиентам и партнерам, что ваш бизнес организован и надежен.
Инкотермс помогают сэкономить, снизить риски и укрепить позиции на рынке.

Распространенные ошибки при использовании Инкотермс

Ошибки в логистике могут обернуться не только потерей времени, но и финансовыми потерями. Касается это и условий Инкотермс. Казалось бы, правила давно устоялись, всё понятно, но на практике ошибки случаются регулярно. Разберем наиболее распространенные из них, чтобы вы не попали в ловушку.

1. Неправильный выбор условий Инкотермс

Одна из самых частых ошибок — выбор неподходящих условий. Например:
  • Вы выбираете FOB, предполагая, что это выгодно. Однако, когда груз попадает на судно, выясняется, что вам придется дополнительно договариваться о страховании и доставке, что увеличивает затраты и приводит к стрессу.

  • Выбираете DDP, думая, что избавитесь от всех хлопот. На практике выясняется, что поставщик плохо ориентируется в таможенном законодательстве вашей страны, и груз застревает на растаможке.
Как избежать ошибки?
Проведите анализ всех этапов логистики и своих возможностей. Если вы уверены в своем опыте, выбирайте варианты вроде FOB или CPT. Если нет — отдайте приоритет условиям с минимальными рисками, например, CIF или DDP.

2. Непонимание зон ответственности

Инкотермс чётко разграничивает обязанности покупателя и продавца, но не разъясняет мелкие детали. Пример: вы договариваетесь о DAP, но не уточняете, кто оплачивает выгрузку груза в пункте назначения. В итоге груз прибывает, но на складе вас просят заплатить за разгрузку, о которой вы даже не подозревали.
Как избежать ошибки?
Пропишите в контракте все детали, включая те этапы, которые могут показаться очевидными: разгрузка, хранение, страховка на пути.

3. Пренебрежение страховкой

Некоторые считают, что груз достаточно отправить по условиям CPT или FOB, без дополнительных затрат на страхование. Однако что будет, если контейнер упадет в море или товар повредят во время транспортировки? В таких случаях, если вы не застраховали груз, компенсацию получить практически нереально.
Как избежать ошибки?
Если груз ценный или хрупкий, всегда включайте страховку. Условия CIP или CIF автоматически включают страхование, но убедитесь, что оно покрывает нужные риски.

4. Игнорирование особенностей китайской логистики

Торговля с Китаем имеет свои нюансы. Например, в некоторых регионах поставщики не привыкли работать по условиям DDP, и даже если они соглашаются, это может привести к задержкам.
Как избежать ошибки?
Всегда уточняйте у партнёра, насколько он знаком с условиями, которые вы выбрали. Если возникают сомнения, выбирайте более универсальные условия, например, CIF.

Заключение

Инкотермс четко определяют, кто за что отвечает, снижают риски и помогают выстраивать прозрачные отношения с партнерами. Без них работа с китайскими поставщиками превратилась бы в постоянную борьбу с непониманием и неожиданными расходами.

Советы по выбору подходящих условий для перевозок из Китая

1. Оценивайте масштаб перевозки. Для крупных партий выбирайте CIF или CIP с учетом страховки.

2. Учитывайте особенности транспорта. Для авиаперевозок используйте FCA или DAP.

3. Не экономьте на консультациях: даже небольшая ошибка может стоить больше, чем помощь профессионала.
Если вы хотите, чтобы ваш груз из Китая пришел вовремя, без неожиданных доплат и рисков, доверьтесь экспертам - Fastcustoms. Мы поможем подобрать оптимальные условия поставки, разберемся с нюансами и обеспечим спокойствие на каждом этапе пути.
2024-12-19 19:20